Считаные часы до Нового года — самое время оглянуться на уходящий 2020-й и вспомнить, как он на нас повлиял.

Тратили и зарабатывали онлайн

Мы начали активнее покупать онлайн, тратить деньги на благотворительность и думать о том, как приумножить свой капитал, — учились инвестировать.

  • Количество онлайн-платежей за покупки и услуги в 2020 году выросло почти на треть. В топ категорий онлайн-расходов вошли оплата такси, продуктов и онлайн-игр.
  • В офлайне мы делали покупки реже на 18% по сравнению с 2019 годом. В традиционных торговых точках жители России чаще всего покупали продукты, одежду, товары для дома, кофе и другие напитки навынос. Примечательно, что в 2020 году пятую строчку рейтинга занял фастфуд, вытеснив алкоголь.
  • 2020-й особенно отчетливо показал, что мы неравнодушны к чужим проблемам: количество переводов в благотворительные организации увеличилось за год на 79%. Чаще всего пожертвования делали жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Свердловской области, Хабаровского края, Ростовской области, Татарстана и Ханты-Мансийского автономного округа.

Изменили маршруты своих путешествий

Для путешествий за границу у нас было гораздо меньше возможностей, так что многие отправились изучить регионы родной страны.

  • Мы не разлюбили море и яркое солнце, но закрытые границы (и здравый смысл!) побуждали нас не покидать Россию. Кое-кто, конечно, добрался до популярных Турции и Таиланда, но таких туристов было не слишком много — около 2%.
  • Компании старались не отправлять своих сотрудников в командировки и научились решать все вопросы удаленно. Количество рабочих поездок по России резко сократилось, и в целом из региона в регион в 2020 году мы ездили на 20% меньше, чем в 2019-м.

Меньше гуляли, но держали себя в форме

Хоть и вынужденно меньше ходили, зато наконец-то завели привычку тренироваться дома.

  • Весной 2020-го все стали домоседами: так, в Москве длина среднего дневного маршрута в марте сократилась вчетверо по сравнению с январем.
  • Но при первой же возможности вернулись к спорту. С лета 2020 года продажи спортивных товаров начали расти и увеличились в полтора раза по сравнению с 2019 годом.

Обустраивали дом и дачу

Проводя больше времени дома, в своей квартире или на даче за городом, мы отчетливее поняли, как многое в нашем жилище требует ремонта. В итоге «взяли в осаду» строительные магазины.

  • Продажи мебели, товаров для дома и ремонта (обоев, краски, электрических и осветительных приборов, зеркал, посуды и т. п.) выросли на 34% — если уж оставаться всегда дома, то тогда со всеми удобствами.
  • А в начале дачного сезона в России купили на 65% больше стройматериалов, чем годом ранее. Почти на 40% активнее в своих тратах были садоводы.

Больше работали и больше спали

Мы освоили удаленку: научились полноценно работать и общаться с коллегами и клиентами онлайн.

  • С марта в России активно начали переходить на удаленный формат работы. В Москве, где ситуация была самой острой, весной из дома работали две трети офисных сотрудников. После ослабления ограничений летом — примерно каждый пятый. С октября в столице количество удаленных работников снова стало расти, достигнув 34% в декабре.
  • Домашний офис оказал влияние на активность сотрудников в течение дня. Мы медленнее приступали к задачам после пробуждения, но стали меньше времени тратить на обед и больше «задерживаться после работы». В среднем рабочий день увеличился до 10 часов.
  • Благодаря удаленке среднее время сна москвичей увеличилось почти на час — до 7 часов 25 минут. Люди стали примерно на полчаса позже вставать и раньше ложиться.
  • Большое количество звонков и онлайн-конференций сделали главным гаджетом года беспроводные наушники: их продажи в 2020 году выросли на 45% в денежном выражении.

Переводили бизнес в цифру

Этот год подстегнул многие компании к цифровизации — использованию решений, позволяющих быстрее реагировать на изменение ситуации, удаленно контролировать бизнес-процессы и организовывать работу сотрудников.

  • Наиболее активно цифровые решения в 2020 году внедряли компании в сферах производства и обработки, транспорта, финансов и страхования, торговли и услуг.
  • Кроме торговых, финансовых, производственных, транспортных и добывающих компаний, которые и в прошлом году активно работали с «облаками», большой интерес к подобным сервисам проявили образовательные и научные учреждения.
  • В этом году компании в 2,5 раза чаще по сравнению с 2019 годом внедряли решения для организации работы разъездных сотрудников — определения местонахождения курьеров и транспорта, автоматического распределения задач и контроля за их выполнением. Всплеск спроса на такие продукты пришелся на март-апрель.
  • Возвращение людей в офисы и непрерывная работа производств потребовали новых технологических решений для обеспечения безопасности сотрудников: на 42% вырос спрос на сервисы видеонаблюдения, в том числе на тепловизоры. Компании из сегментов ритейла, промышленности и недвижимости, образовательные учреждения и городские власти использовали умные камеры для обеспечения контроля соблюдения социальной дистанции и санитарных норм.

Наблюдали, как города становятся умнее

Цифровизация городов России ускорилась, причем во многом именно в связи с пандемией. Особенно востребованными стали решения для обеспечения безопасности жителей и создания нового уровня комфорта в наших домах.

  • Спрос на цифровые сервисы со стороны городских и областных администраций вырос в три раза. Тепловизоры и камеры для контроля температуры в общественных местах (метро, аэропорты, вокзалы), а также услуги геоаналитики для поиска нарушителей карантина и мест, где в период самоизоляции скапливалось большое количество людей, стали самыми популярными решениями для цифровизации городов в 2020 году.
  • Умнее стали и многоквартирные дома. На апрель-май пришелся пик спроса на цифровые решения со стороны управляющих компаний: наиболее востребованными оказались системы автоматического сбора показаний счетчиков и выставления счетов, а также приложения для общения с жителями и проведения онлайн-голосований.